Ровно 11 лет назад в Бобруйске, на правом берегу Березины, приземлилась летающая тарелка. Именно так острые на язык жители города прозвали местную ледовую площадку – причём ещё задолго до её официального открытия, которое состоялось 31 мая 2008 года, а как только начали прорисовываться контуры гигантской постройки.
Без малого на два года – до запуска комплекса «Минск-Арена» в 2010-м – «Бобруйск-Арена» стала крупнейшим спортивным объектом страны. К слову, ещё не достроенный, но рассчитанный на 7190 зрителей, в 2007-м бобруйский Ледовый дворец «баллотировался» на роль второй площадки на Чемпионате мира по хоккею 2013 года, так и не состоявшемся в Беларуси. А в 2014-м, когда ЧМ всё же пришёл в Синеокую, звезд хоккея поделили между собой только столичные арены… А у бобруйской, что называется, осадочек остался – тем более что вместо отведённых на строительство 40 месяцев спорткомплекс на Березине ударно возвели всего за 23 месяца!
В этой связи, кстати, по городу поползли пугалки – мол, строили быстро и не очень качественно. Вспоминали факты, что ещё на этапе забивания свай некоторые из них уходили под землю – безвозвратно! Шептались, что арену поставили на месте старого кладбища – вот и забирает земля стройматериал. Но, скорее всего, это случалось из-за того, что Ледовый дворец «посадили» на территории памятника архитектуры начала ХІХ века – Бобруйской крепости, под которой (это каждый местный школьник знает!) находится целый город из подземных ходов, тоннелей и замаскированных «волчьих ям». В них-то сваи и проваливались, пугая прорабов.
Читайте также: Бобруйская крепость
А поздних посетителей дворца после окончания его строительства, говорят, попугивает некто призрак Пущина. В 1865–1868 гг. комендантом Бобруйской крепости, к тому времени превратившейся в каторгу, был Михаил Пущин – родной брат Ивана Пущина, лицейского друга А. С. Пушкина. По иронии судьбы он, когда-то привлечённый к следствию за связь с декабристами и даже разжалованный в рядовые, спустя десятилетия сам стал жестоким тюремщиком для участников восстания Калиновского и других «политических» – за что, согласно легенде, и был навеки проклят бывшими соратниками-вольнодумцами.
Рассказывают, Пущин-привидение весьма полюбил хоккей – его видели чуть ли не на всех эпохальных матчах, начиная с самого первого, когда команда Президента Беларуси раскатала по льду сборную мира, в которую входили Алексей Касатонов, Игорь Ларионов, Владимир Крутов и другие игроки в поддавки. Приходил он и на съёмки кинофильма «Легенда №17», посвящённого легендарному хоккеисту Валерию Харламову, – они проходили в «Бобруйск-Арене» летом 2011 года.
Поболеть на трибунах за советский спорт тогда мог каждый желающий. А после – сфотографироваться рядом со скульптурой «Маленький хоккеист», расположенной перед Ледовым дворцом и ласково прозванной в народе «Коленька». Любопытно, что её автор – известный скульптор Владимир Жбанов – одновременно с бобруйским отроком лепил «Маленького генерала», что стоит у входа в Минское суворовское училище.
До начала 2000-х на территории Бобруйской крепости дислоцировалась военная часть. После её вывода и начала сооружения ледовой арены активизировались работы по благоустройству всей старинной цитадели: были снесены хранилища советского периода, наметилась реставрация некоторых фортов, археологи откопали остатки Минских ворот и собора Александра Невского, построенного в 1827 году архитектором Штаубертом (автором ряда красивейших зданий Санкт-Петербурга) и взорванного в 1934-м.
Сегодня храму возвращают изначальный облик, восстанавливая по сохранившимся чертежам. Говорят, дойдёт очередь и до Минских ворот, и до костёла иезуитов – древнейшего сохранившегося каменного здания города. А значит, «летающая тарелка» приземлилась в крепости не зря?
Читайте также Бывший иезуитский костёл в Бобруйске
Тина Турова
Похожие новости